Решения "Логики Бизнеса" функционально и технологически заменяют ведущие зарубежные ЕСМ-системы и соответствуют требованиям к импортозамещающему ПО.

Подробнее

СПО: две стороны медали

О том, как в России создавался рынок промышленных программных продуктов на СПО и какое место он занимает сейчас, рассказывает руководитель практики Alfresco компании «Логика Бизнеса» Олег Бейлезон 

– Когда и по каким причинам в вашей компании возник интерес к разработке продуктов на СПО-платформах?

– Около 10 лет назад. Именно тогда были приняты определенные нормативные акты об использовании свободного программного обеспечения в органах государственной власти. Этому нужно было соответствовать. Кроме того, запрос на мультивендорность существовал внутри самой компании — «Логика Бизнеса» (тогда еще «БОСС-Референт») долгое время ориентировалась на платформу IBM Domino, но для формирования более убедительного предложения корпоративным заказчикам нужны были новые технологические платформы. В поисках подходящих платформ был выполнен ряд проектов на различных стеках, и к 2012 году оформилось понимание о необходимости разработки на платформе Alfresco.

– С какими трудностями вы столкнулись, занявшись разработкой на СПО?

– Когда все начиналось, значительная часть разработки на СПО приходилась, по сути,  на новичков и студентов. Доступ к коду бесплатный, поэтому можно было быстренько сделать и сдать дешевый некачественный проект. С ведущими вендорами, которые строго относились к уровню квалификации разработчиков, сертифицировали их, такой «кавалеристский наскок» не прошел бы, а в случае с СПО формализованных требований к квалификации специалистов нет. Другая сложность была связана со свободой выбора – уж слишком широки ее рамки. Количество СПО-продуктов, которые можно было взять и никому ничего не платя начать использовать, было большим, а сейчас оно еще больше. И выбрать решение, которое может работать под промышленной нагрузкой и которое можно внедрять в крупных организациях, было довольно непростой задачей. Собственно, это был ключевой вопрос, с которого начиналась наша практика Alfresco.

– Почему ответом на этот вопрос стала платформа Alfresco?

– Когда компания делала первые упражнения по СПО, об Alfresco никто не говорил. Это был еще не законченный продукт, практически неизвестный в России. К 2012 году платформа Alfresco уже оформилась в достаточно зрелый продукт класса enterprise с необходимыми функциональными возможностями, с коммерческой лицензией, но открытым кодом. Продукт обеспечивал должное масштабирование, отказоустойчивость, кросс-платформенность, использование современных технологий. Для нас особую ценность представляли возможности по расширению решения – в Alfresco они заложены архитектурно. Можно, не затрагивая основные функции ядра, существенно нарастить функциональность, создать поверх ядра своего рода бизнес-платформу (что мы и сделали). В самой Alfresco выполняется ключевая функциональность: управление контентом, базовое управление бизнес-процессами, промышленное масштабирование, отказоустойчивость. А в бизнес-платформе развивается функциональность, отвечающая за специфику российского документооборота. Важным фактором является открытый исходный код, благодаря которому можно изучить внутренние механизмы Alfresco, чтобы понять лучшие практики и им следовать, или внести какие-то критические исправления в нужный момент. 
Сейчас можно сказать, что наш выбор в пользу Alfresco был правильным шагом – рынок решений на Alfresco в России развивается, разработчиков на Alfresco на нем уже довольно много. Если бы мы остались одни в голом поле с единственным решением, это отпугивало бы заказчиков. Не все из тех, кто в одно время с нами начинал создавать тиражные продукты на Alfresco, сейчас занимаются тем же, но большинство, по моим сведениям, это дело продолжают. Соответственно, рынок решений на Alfresco укрупнился, а количество людей, вовлеченных в этот бизнес, существенно увеличилось за последние годы. Рынок растет, и даже быстрее, чем мы предполагали. Из технологий и продукта, о которых в 2012 году мало кто слышал, сформировался рынок, в котором участвуют десятки компаний и сотни профессионалов.

– СПО зачастую ассоциируется только с бесплатностью. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как вы трактуете «бесплатность» СПО?

– Проблемы СПО — обратная сторона его преимуществ. Прежде всего, это низкий порог входа в мир СПО. Чтобы начать разрабатывать на платформе IBM, нужно стать партнером IBM, сертифицировать специалиста по решениям IBM и что-нибудь еще сделать совместно с IBM. Чтобы начать разрабатывать на СПО, достаточно зайти на сайт, скачать код — и поехали! Нужно только иметь в виду, что код, создаваемый волонтерами, не свободен от багов и, наоборот, зачастую совершенно свободен от формализованной техподдержки (не считая помощи сообщества). То есть вы используете это свободное решение на свой страх и риск. Это что касается разработчика. А для заказчика отсюда следует, что «свобода» программы вовсе не означает ее бесплатность. Нет, конечно, можно требовать для себя бесплатного или очень дешевого решения, но тогда и получишь то, что раздается бесплатно. Сыр в мышеловке. Это кажущаяся бесплатность сильно портит конечное впечатление от внедрений. И ряд компаний-разработчиков, к сожалению, поддерживают имидж бесплатности решений с открытым кодом. Правда, платит за все в конечном счете заказчик, который получает некачественные решения. 

– Как структурно устроена ваша разработка на Alfresco? 

– При разработке ПО мы всегда придерживались архитектурного подхода, по которому между технологической платформой и конечным прикладным решением, используемым заказчиком, имеется сервисный слой. Он включает ту функциональность, которая нужна всем прикладным решениям и на всех проектах, но которую западные вендоры не поставляют. Этот слой в сочетании с конструктором по сборке в конечные решения для заказчика мы и называем бизнес-платформой. Наряду с конечными приложениями (СЭД, Архив, ЮЗ ЭДО и другие) она (под названием «Логика: Платформа») входит в продуктовую линейку «Логики Бизнеса». В свою очередь, «Логика: Платформа» может существовать на разных технологических платформах. Главные из них – Alfresco и IBM FileNet. Их мы и собираемся придерживаться в обозримом будущем. Что касается Alfresco, то готовое прикладное решение у нас пока одно — СЭД. Но мы активно работаем над решением «Логика: АРХИВ» на Alfresco. Думаю, что в конце года или начале следующего мы сможем это решение представить.

– Совпадает ли функционал решений «Логика: СЭД» на Alfresco и «Логика: СЭД» на IBM FileNet?

– Во всех основных функциях решения совпадают. Они оба покрывают все основные функции управленческого документооборота.

 Будет ли «Логика: ЮЗ ЭДО» тоже реализована на Alfresco?

– Сейчас такого конкретного плана нет. Тем более что «Логику: ЮЗ ЭДО» вполне можно использовать в связке с решениями на Alfresco. Но я не исключаю, что когда-нибудь ЮЗ ЭДО появится и на Alfresco.

– Кому показаны решения на Alfresco? Кто ваш типичный заказчик?

– Прежде всего, те организации, которые должны держаться в русле импортозамещения. И наши решения входят в реестр отечественного ПО, и сама платформа Alfresco в лице ее отечественной сборки, которая называется «МСВСфера Инфооборот». Но импортозамещением все соображения не исчерпываются. Во-первых, технологическая платформа Alfresco прицельно интересует заказчиков, и не только из госсектора, сама по себе. Платформа завоевала авторитет. Во-вторых, ценовые предложения Alfresco, особенно в России с учетом нашего партнерского статуса, зачастую гораздо выгоднее, чем предложения от вендоров проприетарных решений или на основе традиционной лицензионной модели по числу пользователей (мы эту модель не используем). В-третьих, сама перспектива получить решение с открытым кодом и контролировать его развитие самостоятельно — тоже прельщает крупных заказчиков. 
«Логика Бизнеса» ориентирована именно на крупных заказчиков. Однако с момента выхода «Логики: СЭД» на Alfresco количество заказчиков уже исчисляется десятками. Кто-то выбирает решение, что называется, с нуля, или почти с нуля, ради расширения функциональности. Кто-то поставлен перед необходимостью смены решения из-за требований регуляции (таких в последнее время больше). Кто-то совмещает оба этих стимула. Сейчас в нефтегазовом секторе мы ведем один очень масштабный проект, связанный с переходом с проприетарной СЭД на СПО, и готовим проект с еще одной компанией. Несколько внедрений мы выполнили в гос. секторе, есть небольшие заказчики из числа банков, вступаем в переговоры с некоторыми промышленными предприятиями.

– Как можно поближе познакомиться с вашими решениями?

– Свободный доступ к текущей версии можно получить на специальной площадке, демо-стенде. Это наша СЭД, в которой преднастроены все основные процессы документооборота и заведена организационно-штатная структура на 10-15 пользователей. Каждый может протестировать тот или иной бизнес-процесс, выбрать любого пользователя из перечня, создать от его имени новые документы, отправить их на согласование, на подпись. В системе есть также возможность подписывать документы электронной подписью. Посмотреть, «потрогать», сверить решение с вашими ожиданиями, сформулировать вопросы — все это можно сделать на демо-стенде. 

«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию работы с документами — СМАРТ ЭДО
«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию работы с документами — СМАРТ ЭДО
«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию автоматизации сценариев юридически значимого электронного документооборота с использованием современных технологий.
Искусственный интеллект в ECM: реалии и перспективы
Искусственный интеллект в ECM: реалии и перспективы
Экспертное мнение Валентина Солодилина для ITWeek по насущной и актуальной теме искусственного интеллекта
Продукты линейки «Логика» совместимы с СУБД Postgres Pro
Компании «Логика Бизнеса» и Postgres Professional обеспечили совместимость продуктов «Логика: ЮЗ ЭДО» и «Логика: СЭД» с системой управления базами данных Postgres Pro 10.
Хотите узнавать все новости первыми?
Если вы хотите узнавать все новости первыми, просто оставьте адрес своей электронной почты: