Что такое Smart ЭДО, коротко о ЮЗЭДО, будущие технологии в области ECM



На рынке ECM временное затишье, эпоха блокчейн отшумела, мобильной версией и облаком никого уже не удивишь. И перед дверью новых открытий мы поговорили с нашим экспертом в области ECM Валентином Солодилиным. Что ждать, в каких технологиях нуждаются и коротко о новом решении.

В России отношение к документообороту исторически сложилось не такое, как в Европе и США. У нас документооборот – это канцелярия, у них – обмен и обработка контента. Документ в России – чуть ли не сакральная сущность: без «бумажки» не происходит никакого движения активов, а человек не получает никаких полномочий. Для западных же компаний документ появляется в самую последнюю очередь, когда соглашение достигнуто и решения приняты. Документ – это не существенно, его, если нужно, можно распечатать в любой момент. Главное – обмен и обработка информации, контента, благодаря чему соглашения достигаются, а решения принимаются. И происходит это, как правило, в электронном виде. Видели, как совершаются покупки в магазинах Apple Store? Вы общаетесь с продавцом в любом месте зала, он что-то отмечает в своем гаджете, вы расписываетесь пальцем на экране, а в конце он, как фокусник, достает из-под ближайшего стола бумажный чек. 

Оперировать электронным контентом очень эффективно. Можно вести дела с контрагентами по всему миру – быстро, гибко, без больших затрат. Многие успешные компании так и делают. Это мейнстрим, деловой этикет. Российское же тяжеловесное отношение к документационному обеспечению бизнес-процессов, да еще на бумаге, сильно тормозит операционную деятельность. Такое отношение надо менять. 

Например, с помощью внедрения юридически значимого электронного документооборота. Если документы подписываются квалифицированной электронной подписью, они признаются равнозначными бумажным документам, подписанным собственноручно. Раньше электронной подписью можно было пользоваться только в рамках соглашения сторон, теперь же квалифицированная электронная подпись подлежит признанию без дополнительных соглашений. Особое внимание уделено электронному обмену первичной финансовой документацией. Юридическая значимость электронного документооборота (ЮЗ ЭДО) давно в законе(!), «бояться» его нет причин. 

Обмениваться юридически значимыми электронными документами организации должны через операторов ЭДО, коммерческие компании, у которых есть все необходимые лицензии и системы, реализующие процесс передачи электронных документов с электронной подписью. Однако крупным распределенным коммерческим и государственным структурам функциональности систем операторов ЭДО будет явно не хватать. Для организации ЮЗ ЭДО им нужно либо самим пытаться разработать подходящую систему (и заодно самим становиться оператором ЭДО, как это сделал Сбербанк, купив такого оператора), либо использовать уже готовую и проверенную специализированную платформу «юридической значимости». 

Юридически значимый ЭДО особенно показан банкам. Причем не столько для своих отчетных документов, сколько для клиентского документооборота, связанного с движением денег. Если банк сможет ускорить для своих бизнес-клиентов денежные операции за счет ускорения и автоматической обработки сопутствующего документооборота, вплоть до мгновенного получения услуг, как у Apple или Google, он повысит свою конкурентоспособность. Представьте, что платежное поручение ходит не 5 рабочих дней, а один и в него не нужно вводить данные контрагента несколько раз, или счет-фактура для возврата НДС за определенный период приходит не через полтора-два месяца, а гораздо быстрее. У такого банка клиентов будет гораздо больше. Но для этого нужна smart-платформа юридически значимого электронного документооборота, на которой клиенты банка могут общаться друг с другом, обмениваться электронными документами и пользоваться банковскими платежными услугами с помощью одной-единственной кнопки «Оплатить». Получили акт о сдаче-приемке работ сегодня – сегодня же оплатили. Или отправили заявление на кредит (речь идет о юридическом лице), подписав его электронной подписью, так же подписали договор с банком – и сразу на ваш счет поступили деньги. Наконец, среди бизнес-клиентов банка, подключенных к его платформе, можно найти подходящих поставщиков. Концепция единого окна: все банковские и сопутствующие операции – в одном месте.

Ни один российский банк пока не имеет платформы «юридической значимости» с электронными услугами, организованными по принципу «единого окна». Даже у такого технологически продвинутого банка, как «Тинькофф», который заинтересован в привлечении бизнес-клиентов, такого решения нет. 

Решение «Логика ЮЗ ЭДО», предназначенное для автоматизации процессов электронного обмена документами, подписанными электронной подписью, как раз позволяет сделать такую smart-платформу. На ней можно объединить процессы ЭДО, отчетности и предоставления документов по требованию госслужб с электронными банковскими сервисами, устранив все ручные и рутинные операции.

Преимущество системы в том, что она внедряется как отдельное решение и интегрируется с помощью API с другими корпоративными системами. Стоит с ними рядом. Это значит, что компании не нужно изменять свои текущие системы и она может внедрять ЮЗ ЭДО на своих правилах ведения документооборота. Законодательство в части ЮЗ ЭДО постоянно меняется, поэтому если функциональность ЮЗ ЭДО просто добавить в текущее решение по электронному документообороту, всю систему придется постоянно дорабатывать. А актуальность отдельного интегрируемого решения «Логика ЮЗ ЭДО» можно поддерживать за счет обновлений, в которых все обновления учтены. 

Система позволяет работать сразу с несколькими операторами ЭДО без необходимости переключаться между ними (можно сэкономить на роуминге). Система также позволяет организовать ЮЗ ЭДО между дочерними компаниями или подразделениями холдинга без участия оператора ЭДО (можно сэкономить на операторе). 

Благодаря комплексному подходу с помощью решения «Логика ЮЗ ЭДО» можно постепенно и без дополнительных затрат внедрять юридически значимый электронный документооборот разных типов документов: финансовые, технические, проектные документы, договоры, закупки и так далее. Чем больше объем документов, тем быстрее решение окупится.

На бытовом уровне люди уже привыкли проводить платежи в онлайне, используя авторизацию и одноразовый пароль (по сути, это простая электронная подпись с дополнительной идентификацией), но почему-то опасаются делать то же самое с корпоративными документами. Не пора изжить этот страх?

«Логика: ЮЗ ЭДО» в версии 1.6: новые форматы документов и облачная электронная подпись
«Логика: ЮЗ ЭДО» в версии 1.6: новые форматы документов и облачная электронная подпись
Компания «Логика Бизнеса» представила новую версию 1.6 продукта «Логика: ЮЗ ЭДО», включающую в себя поддержку формата Универсального передаточного документа и облачной электронной подписи
«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию работы с документами — СМАРТ ЭДО
«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию работы с документами — СМАРТ ЭДО
«Логика Бизнеса» представляет новую концепцию автоматизации сценариев юридически значимого электронного документооборота с использованием современных технологий.
Искусственный интеллект в ECM: реалии и перспективы
Искусственный интеллект в ECM: реалии и перспективы
Экспертное мнение Валентина Солодилина для ITWeek по насущной и актуальной теме искусственного интеллекта
Хотите узнавать все новости первыми?
Если вы хотите узнавать все новости первыми, просто оставьте адрес своей электронной почты: