Валентин Солодилин, архитектор решений «Логики бизнеса», ответил на вопросы PC Week о текущем состоянии юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) в России.
Какой прогресс в области ЮЗЭДО был достигнут в 2015?
Я бы назвал 2015 год в определенной степени поворотным в развитии ЮЗЭДО. Был принят целый ряд законодательных актов по этому поводу:
- О подаче НДС к вычету в электронном виде
- Новые форматы электронных счетов-фактур и других первичных финансовых документов
- Утверждение правил и форматов по обмену исполнительными документами
- Электронный документооборот в судебно-исполнительном производстве
- Подача данных в электронном виде о заключении и исполнении договорных отношений
Это достаточные условия для ЮЗЭДО. К числу необходимых условий следует отнести мощное влияние спада практически во всех отраслях экономики, которое подтолкнуло крупные и средние предприятия к более активному переходу на новые стандарты. Дело в том, что ЮЗЭДО позволяет ускорить бизнес-процессы, снизить затраты на обеспечивающие процессы обработки и хранения документов, увеличить географию присутствия компании. Т.е. снизить себестоимость своих продуктов и повысить конкурентоспособность компании, что служит самым главным «лекарством» от кризиса. Не удивительно, что объем электронного взаимодействия в B2B и B2G заметно увеличился.
Что сейчас больше мешает широкому использованию ЮЗЭДО — архаичные нормы законодательства или консерватизм пользователей?
Другое дело, что предпринимаемых в законодательной сфере шагов недостаточно. Например, нарастает неразбериха с законодательством по поводу хранения и обработки юридически значимых электронных документов. Поэтому бизнес лучше называть не консервативным, а аккуратным — ЮЗЭДО внедряется только там, где это в максимальной степени оформлено законодательно и приносит максимальный экономический эффект.
В каких отраслях и бизнес-процессах ощущается наиболее острая потребность в ЮЗЭДО?
Весь крупный и средний бизнес концентрируется на внедрение ЮЗЭДО в рамках финансово-хозяйственных процессов и договорных отношений. Здесь применение ЮЗЭДО наиболее проработано, как с точки зрения законодательства, так и возврата инвестиций от автоматизации бизнес-процессов.
Нужна ли юридическая значимость для внутрикорпоративного документооборота?
Для начала замечу, что до сих пор нет законодательного определения юридической значимости документа. Если под этим понимать возможность использования электронного документа в суде, тогда ЮЗ внутрикорпоративного документооборота нужна. Другой вопрос, каковы затраты на ЮЗ внутрикорпоративного электронного документооборота. Законодательство сегодня позволяет создать на административном уровне юридически значимый ЭДО, иногда даже без внедрения дополнительных программно-аппаратных средств.
Так ли уж необходим роуминг между операторами ЮЗЭДО?
Представьте, если бы для разговоров с вашим новым бизнес-партнером каждый раз вам пришлось покупать сим-карту того же оператора связи, который в телефоне партнера. В конце концов вам бы пришлось выбирать только тех партнеров, у кого имеется нужный оператор связи. Или подключать все новых и новых операторов и помнить, кто для кого. Аналогично с операторами ЮЗЭДО. Пусть они делают этот сервис максимально удобным. Отсутствие роуминга между операторами ЮЗЭДО — тормоз для внедрения этого стандарта.
СЭД и ERP — кто главный по части ЮЗЭДО?
ERP — это транзакционные системы, данные. Для них не важны структура документа, его формат, способы его передачи, хранения. Все, что связано с документами, — это епархия СЭД и электронных архивов.
Как обеспечить долгосрочное хранение юридически значимых электронных документов?
Самое важное — законодательно. До тех пор, пока долговременное хранение ЮЗЭД не защищено законом, никакая технология создания электронной подписи (ЭП) от проблем не защитит.
Дорожная карта ЮЗДО: какие задачи предстоит решать в 2016 году?
В 2016 году планируется внедрение новых форматов электронных первичных документов. ФНС наконец позволит использование электронного-передаточного документа.
Необходимо продолжать продавливать законодательное закрепление хранения электронных документов, использование ЭП с документами долговременного хранения, технической и проектной документацией. Отдельным вопросом стоит законодательное закрепление понятий «электронная копия документа», а также способов ее изготовления. Разработка технологий и законодательных возможностей придания юридической значимости электронным копиям документов позволит снизить затраты на хранение бумажных оригиналов, ускорить внедрение и использование электронного взаимодействия.
Думаю, важно перейти к тесному взаимодействия бизнеса с госслужбами для совершенствования и синхронизации общих требований к ЮЗЭДО, необходимо нивелировать имеющиеся расхождения в целях и способах использования электронного взаимодействия. В свою очередь госслужбам необходимо опережать внедрение программно-аппаратных технологий обработки электронных данных, т.к. зачастую законодательно бизнес уже имеет право на обмен в электронном виде, а госструктуры принимать и обрабатывать такую электронную информацию не готовы.