Давайте поговорим о трудностях роста российского рынка управления контентом (ECM). Это довольно молодой рынок, он активно развивается только последние 5-6 лет. Как
Когда молодость не в радость
В молодости мы гораздо проще переносим трудности: простуду, можем не спать ночами и работать по 12 и более часов в день. Аналогично и с рынком ECM сейчас в России. Но может ли он развиваться быстрее? Скорее всего, да. Что ему мешает? Для ответа на этот вопрос аналитики IDC провели исследование, опросили вендоров и интеграторов и выявили ряд проблем. Среди основных: невысокий уровень корпоративной культуры, сложность оценки отдачи от внедрения и дефицит квалифицированных специалистов.
Начнем с корпоративной культуры. В первую очередь это культура работы с ECM-системами, сам подход к восприятию процессов и результатов работы с контентом. В России он очень специфический, даже среди многих ИТ-специалистов, не говоря уже о представителях бизнеса, нет стратегического, комплексного подхода к работе с ECM-решениями. Исторически так сложилось, что разница восприятия систем управления контентом в России и в мире велика. Например, на Западе сначала принято создавать инфраструктуру для работы с контентом, а затем уже внедрять прикладные системы. В России же компании прежде всего переводят в цифровой вид всё, что у них есть на бумаге, попросту сканируют — и всё. Инфраструктура не создается, а внедрённые системы применяются для решения одной-двух задач. Какое уж тут безбумажное предприятие.
Понятно, что в таких обстоятельствах оценить отдачу от внедрения (ROI) сложно. Когда системы применяются «лоскутно», они функционально ограничены. Понять, как решается конкретная задача, просто, но оценить совокупный эффект для компании — задача, подчас не реализуемая. Российский же бизнес в условиях частых и значительных флуктуаций в экономике по-прежнему ориентируется на быструю отдачу и конкретные, ощутимые в краткосрочной перспективе результаты.
Что касается дефицита квалифицированных специалистов, то, согласно
Что делать, куда бежать
Чтобы решить проблему невысокого уровня корпоративной культуры, нужно развивать компетенции руководства, чтобы не только ИТ-директора, но и каждый топ-менеджер понимал, в чём потенциальная и текущая ценность тех или иных ИТ-систем. Развитие горизонтальной экспертизы у менеджмента позволит сформировать в компаниях и на рынке культуру работы с контентом, а значит и спрос на современные решения в этой области.
Традиционный для России подход, когда бумажные документы просто переводятся в электронный вид, сегодня уже не достаточен. Если даже оцифровать 80% всей информации в компании, а затем проанализировать ее часть, остается еще 20%. А вдруг именно в этой части содержатся важные для компании данные, которые при принятии решений в расчет не принимаются? Возможность собирать, анализировать и управлять всей располагаемой информацией позволяет наиболее полно и объективно выполнять бизнес-процессы, повышать производительность труда.
Посмотрим на тех, кто это понимает. Вот банки стремятся сделать свои системы управления контентом еще «умнее». Что сегодня нужно клиентам банков? Персональные условия, тарифы и акции. Именно об этом говорит Герман Греф: огромная централизованная зарегулированная система устарела, требуются гибкие решения, способные меняться крайне быстро. Именно такой agile-подход позволит в любой момент сделать персональное предложение конкретному клиенту. Самим банкам тоже нужно оптимизировать расходы и сокращать риски. Например, быстро проанализировать неструктурированные данные в текстовом виде и принять обоснованное решение о выдаче кредита.
Сформированная культура работы с контентом, опыт реализованных проектов и понимание его ценности топ-менеджментом поможет и при проведении оценок отдачи от внедрения ECM-решений. Без подобных ИТ-систем современный бизнес будет проигрывать конкурентную борьбу, вплоть до летального исхода.
Решение же проблемы нехватки квалифицированных кадров лежит в двух плоскостях. Здесь важно разделить компетенции менеджмента и квалификацию специалистов по управлению контентом. Менеджмент должен быть сам заинтересован в развитии своих компетенций, поскольку отдавать процесс принятия решения ИТ-директору или специалисту по документообороту нельзя.
Какие компетенции нужны специалистам, уже понятно. Например,
Итак, следующие действия позволят, на мой взгляд, в ближайшем будущем нивелировать риски, сдерживающие развитие российского рынка ECM:
1. Формирование компетенций и спроса на решения в области управления контентом не только у ИТ-специалистов, но и у бизнеса
2. Подтверждение использования ECM-решений в компании в качестве бизнес-образующего инструмента
3. Сотрудничество компаний для развития компетенций сотрудников и создания площадок для их обучения через осознание важности ECM
Компании ABBYY и «Логика бизнеса» представят свои новые решения на Digital Enterprise Forum 2016, который состоится 23 мая в Москве.