«Без дела сидеть не будем»

26.01.2016

Об итогах 2015

Оборот компании «Логика бизнеса» за 2015 год немного вырос даже в валюте — на 7,5% в долларовом исчислении, несмотря на существенный скачок обменного курса (в рублях, по предварительным данным, рост составил 70%).

Год был сложный, но мы не жалуемся, поскольку оказались на растущем рынке. ECM наряду с BI остается самой большой статьей ИТ-бюджетов российских организаций. Так было в ушедшем году, так будет, согласно недавнему исследованию Gartner «Приоритетные области развития ИТ в России 2016», и в году наступившем. Практически со всеми заказчиками мы продолжили реализацию намеченных проектов — вопреки кризису они не снижали темпы автоматизации своего документооборота. Но были и совершенно новые для нас заказчики: например, парк «Патриот» (заказ от Минобороны РФ), аэропорт Домодедово, где внедряется решение для потокового ввода документов, российское подразделение концерна Volkswagen — там внедряется наше решение «Логика ЭХД. Финансовые документы» и юридически значимый электронный документооборот (ЮЗДО).

Безусловно, прибыльность бизнеса несколько падает — клиенты считают деньги, торгуются. Чтобы увеличить прибыльность, мы стараемся повысить в продажах долю лицензий на наши «коробочные» продукты, в разработку которых мы инвестировали в прошлом. Продажи таких продуктов повышают прибыльность.

Об импортозамещении

В случае нашего бизнеса импортозамещение влияет на него весьма позитивно. Западные ECM-решения для российской рублевой экономики стали очень дорогими. Поэтому российские заказчики по объективным причинам начинают переходить на максимально локализованные продукты. В 2015 году сильно озабоченных этим вопросом было немало, думаю, сейчас будет еще больше.

Что для нас означает импортозамещение? Чтобы построить качественный продукт, нужно стоять на чьих-то плечах — не с нуля же все разрабатывать. Важно выбрать правильные «плечи» и правильно с ними договориться. Для этого нужно работать по модели, которая предусматривает не просто формальную переупаковку чужих продуктов, а их встраивание в наши прикладные решения с добавлением нашей интеллектуальной собственности. Ну и доход от продукта должен содержать не больше 30% лицензионных отчислений западному вендору, тогда, по текущему законодательству, он считается российским. Одни западные вендоры, видимо, готовы уйти с рынка, другие стараются приспособиться к нынешней ситуации — безусловно, скидки стали глубже, вендоры охотнее идут на какие-то специальные условия. Поскольку мы используем в своих продуктах западные и open source технологии, то работаем только с теми вендорами, которые готовы на сложение лицензий в наших продуктах по такой модели.

Об инновациях

Наш близкий партнер-соотечественник ABBYY после долгой и вдумчивой разработки выпустил на рынок инновационное решение Compreno, позволяющее понимать и анализировать содержание текстов. Нечто уже довольное близкое к искусственному интеллекту. Мы нашли один из возможных способов использовать Compreno в наших СЭД-продуктах. Чтобы не быть голословными, мы сделали демонстрационный стенд, показывающий, как с помощью Compreno можно автоматически сортировать обращения клиентов и граждан. Уже есть пресейлы и запросы с рынка, готовится первый проект по внедрению — он будет реализован в 2016 году.

О заказчиках ECM

Наши российские заказчики — это зрелые компании. Их видение и постановка задач адекватны реальности, они знают, чего хотят. И дело не только в том, что это крупные по масштабу компании. Они взрослые в том смысле, что нам не нужно заниматься их образованием, поскольку у них в штате работают свои архитекторы ECM, есть своя экспертиза и многое другое.

Об уровне заказчика ECM можно судить уже по тому, какие к нам приходят запросы на внедрение. Давно уже миновали времена, когда большие системы внедрялись из соображений престижа (как, например, покупались лицензии на SAP, а реально работал только модуль для учета по международным правилам бухучета). Сейчас все по делу, и в компаниях работают сильные специалисты, с которыми можно говорить на одном языке.

Как правило, наши заказчики — крупные территориально-распределенные холдинги, федеральные министерства и ведомства с филиалами во всех регионах страны (хотя есть и местные администрации, а также региональные компании). Многие из распределенных организаций сейчас заняты созданием объединенных центров обслуживания (ОЦО), в которые передается часть бизнес-процессов, например, бухгалтерское обслуживание, для всех дочерних структур или филиалов. ОЦО позволяют здорово экономить ресурсы. С появлением ОЦО возникает потребность в ECM для доставки документов в общий центр, формирования отчетности и аналитической финансовой информации. Иначе эффекта не будет.

Все решения «Логики бизнеса» изначально построены как горизонтальные системы. Мы не выделяем отрасли, к которым наше решение подходит лучше или хуже. Создавая продукт, мы стремимся охватить все рынки, где есть спрос на ECM. Если же заказчику нужны дополнительные функции или специальные настройки, наши решения адаптируются без изменения кода. Отраслевая специфика заключается только в выборе документо-ориентированных процессов: в энергетике они одни, в госорганах другие.

Прогноз 2016

Помимо уже законтрактованных долгоиграющих проектов есть пресейлы крупных проектов, много запросов на ту же Alfresco (нашу СЭД на популярной СПО-платформе).

В чем я вижу наше конкурентное преимущество на фоне рынка? Наш продуктовый портфель состоит из апробированных готовых решений. А заказчики сейчас не рискуют ввязываться в долгую заказную разработку с непонятным результатом, они предпочитают «коробочные» решения с отработанным сценарием внедрения, что позволяет экономить время и деньги. Так что к внедрению наших решений заказчиков подтолкнул кризис: они выделяют бюджеты на ЕСМ, чтобы потом сэкономить еще больше. Сейчас, когда все ужимаются, наши решения по электронным архивам, потоковому вводу документов позволяют организациям реально экономить.

Хотите узнавать все новости блогов первыми?
Если вы хотите узнавать все новости первыми, просто оставьте адрес своей электронной почты: